На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В Тебе Есть Свет!

2 189 подписчиков

Свежие комментарии

  • Mila Bor
    Всё верно!ИНДИЙСКАЯ МУДРОСТЬ

Этапы развития речи.

Часто мамы и папы волнуются: а в норме ли речевое развитие их малыша? Чтобы это понять, родители должны знать основные этапы развития речи ребенка и не откладывать игры «на потом», а начинать играть с ним как можно раньше. Ведь развитие речи начинается не в ту минуту, когда ваш малыш произнес свои первые слова или фразы, а гораздо-гораздо раньше: с самого рождения, и проходит несколько этапов. О том, какие это этапы, я расскажу в сегодняшней статье.

1. Крик (от 0 до 1 месяца).
Крик является для ребенка первого месяца жизни единственным способом общения с окружающими (в первую очередь, конечно же, с мамой). Так он сообщает, что испытывает боль, дискомфорт, что голоден или соскучился по маме и хочет к ней на ручки. Не игнорируйте его! Будьте чуткими к своему малышу: прислушивайтесь к тому, что он пытается донести до вас, старайтесь понять, отвечайте ему по-настоящему («Ты проголодался, мой хороший? Иди на ручки, мамочка сейчас тебя покормит»).

С самых первых недель крик малыша имеет разнообразные интонации, он громкий, чистый, с коротким вдохом и протяжным выдохом.

2. Гуление (от 1 до 5-6 месяцев)
На втором этапе ребенок радует родителей гулением. Что это такое? Негромкие протяжные звуки или даже слоги. Сначала появляется короткая и отрывистая вокализация гортанных звуков, которые взрослому человеку невозможно повторить, затем добавляются гласные (а, у, ы) и некоторые согласные звуки (г, к, м, б, х, п). Ближе к 4-5 месяцам кроха способен произносить сплошным потоком целые звуковые и слоговые цепочки в различных комбинациях (г-г-г, гу, агы, агу, хы и др.). Интонационная окраска крика на этом этапе развития речи становится более выраженной. Появляется смех при общении с близкими.

Обязательно в этот период поддержите желание малыша «говорить», помогите ему с помощью активизации лепета и гуления. Как это сделать? Уже со второго месяца чаще проговаривайте элементы его гуления: а-а-а-а, у-у-у-у, уа-уа-уа, уы-уы-уы и т.д. Можно произносить их, когда кроха начинает гулить, затрагивает вас к «беседе» или же тогда, когда он молчит, побуждая повторить за вами.

С третьего месяца начинайте произносить слоговые цепочки, например: ма-ма-ма-ма, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба, да-да-да-да, га-га-га-га, му-му-му-му, ду-ду-ду-ду, ку-ку-ку-ку и т.д.

Таким, образом, вы тренируете речевой аппарат малыша, запускаете процессы гуления и лепета, формируете готовность к речи.

3. Лепет (от 5 до 11-12 месяцев)
На третьем этапе постепенно происходит замена гуления многократным произнесением слогов типа «ма», «па», «ба», «да», «на» и др. Это и есть лепет. Это очень важный этап, который помогает подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению первых слов, иренирует его физический и фонематический слух.

Также на этом этапе появляется понимание речи: ребенок начинает понимать обращенные к нему слова, после 9 месяцев — выполнять несложные устные инструкции типа «дай», «помаши ручкой» и т.п.

Выражая удовольствие, ребенок может не только смеяться, но визжать.

4. Первые слова (от 1 до 1,5 лет).
Здесь очень сложно определить возрастную границу: в среднем первые слова появляются в 9-10 месяцев, у кого-то раньше, у кого-то позже. В год словарный запас ребенка состоит примерно из 5-10 слов, увеличиваясь к 1,5 годам до 20-50 слов (в том числе звукоподражания и усеченные слова). Это пока самые простые слова, которые легче всего произнести ребенку и которые ему больше всего нужны в повседневной речи: мама, папа, баба, дай, би-би (машина), ам-ам (кушать), дай, на и т.п.

Пассивный словарь также стремительно увеличивается: расширяется запас слов, которые ребенок понимает, но пока не может произнести.

Не забудьте завести блокнот для записи слов ребенка, чтобы не упустить ни одного из них. Так вы сможете контролировать речевое развитие вашего ребенка и наглядно видеть его прогресс. К тому же, как приятно и трепетно будет взять в руки этот заветный блокнотик несколько лет (а то и десятков лет!) спустя.

5. Начало фразовой речи (от 1,5 до 2 лет)
На данном этапе ребенок все реже употребляет усеченные слова, а использует их полную форму. Его активный словарь продолжает расширяться, и малыш начинает соединять слова в простейшие двухсловные предложения. Пока еще они не всегда согласованы между собой (например: «Катя ам-ам» — Катя хочет кушать), чаще всего отсутствуют предлоги («Ома мися» — У Ромы мишка).

Чтобы малыш начал строить фразы из двух слов, необходимо, чтобы в его активном словаре было достаточно глаголов, поэтому обязательно обратите на это внимание, играйте в соответствующие игры.

6. Построение простых фраз (от 2 до 2,5 лет)
После двух лет малыш наряду с существительными и глаголами употребляет наречия, прилагательные, местоимения, предлоги. Задает вопросы: «Где?», «Куда?», «Когда?». Легко складывает слова в трех-четырехсложные предложения, согласует их в роде, падеже, числе: «Мама, где мой сок?» (но иногда еще может делать ошибки).

Ребенок легко может выразить свои желания и потребности, после прогулки или похода в зоопарк рассказать, что ему больше всего запомнилось и понравилось, проявляет интерес к общению с детьми и взрослыми.

7. Развернутые фразы
На этом этапе ребенок использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Задает вопросы: «Где?», «Почему?», «Зачем?», «Когда?». Использует в общении все части речи, употребляет обобщающие слова. Легко запоминает и дословно воспроизводит понравившийся текст, передает содержание небольших рассказов или сказок, может ответить на вопросы по впервые прочинанному тексту.

Оцените, на каком этапе развития речи находится именно Ваш ребенок, посмотрите, соответствуют ли его навыки вышеописанным нормам. Любое отклонение — повод не для паники, а для веселых игр, направленных на тренировку недостающих навыков. Представленные нормы являются усредненными и служат ориентиром для дальнейшего движения в развитии речи.

Веселых игр и своевременной речи вашим малышам!

Автор Алена Волкова.

Картина дня

наверх